Ведомости,
26 марта 2002 г.
Александр Коваль: «Те, кто заказывает страховые схемы, остаются за кадром» 1170 просмотров
Месяц назад Всероссийский союз страховщиков получил собственного представителя в Государственной думе. Именно тогда на пост президента ВСС вместо Игоря Юргенса, ушедшего в РСПП, был избран Александр Коваль, занимающий должность главы подкомитета по страхованию Госдумы. Страховщики в лице Коваля получили возможность самого плотного влияния на затрагивающие их законопроекты. Первый успех Коваля — быстрое прохождение во втором чтении закона "Об обязательном страховании ответственности владельцев транспортных средств", именуемый в народе автогражданкой. О том, как Коваль будет работать со страховщиками и депутатами в новой должности президента ВСС, он рассказал в интервью "Ведомостям".
— Вы первым из депутатов стали руководителем общественного объединения страховщиков. Раньше парламентарии отстаивали интересы страховых компаний, но не были с ними связаны формально. Означает ли совмещение вами постов официальное признание вас коллегами по Думе страховым лоббистом?
— Еще не так много времени прошло с момента моего избрания президентом ВСС. Может быть, еще кто-то из всех 450 депутатов не знает о моей второй должности, но фракция наша ("Единство") знает, знает наш комитет. Страховым лоббистом еще не называл никто. Больше подходят с просьбами порекомендовать, в какой компании застраховаться. Впрямую назовут лоббистом тогда, когда я на каком-то из заседаний по какому-то закону, касающемуся страховой деятельности, выступлю с докладом и буду защищать страховщиков. При обсуждении той же автогражданки у меня была менее значимая функция: я вносил поправки и пытался их отстаивать. Но пока мое участие в судьбе страхового рынка прошло незаметно.
— Не будет вам мешать реноме "страхового" депутата?
— Я пока могу говорить о том, как фракция относится. Фракция мое избрание президентом ВСС всецело поддерживает. Подобные должности не мешают работать, например, Евгению Примакову, который руководит ТПП, или Виктору Плескачевскому, который возглавляет ПАРТАД. У нас человек 50 депутатов возглавляют те или иные общественные организации.
— А вы посоветовали уже кому-нибудь где-нибудь застраховаться?
— Пока нет. Наверное, еще мало времени прошло. Коллеги пока только шутят, что есть к кому обращаться за советом.
— Где вы больше проводите времени — в Госдуме или офисе ВСС?
— Уже прошел месяц, и постепенно график выстраивается таким образом: больше времени я нахожусь в ВСС. В Думе все регламентировано и есть обязательные мероприятия, на которых я должен быть, — заседания фракции, комитета, пленарные заседания. Тут я буду, если вопросы касаются страхового законодательства. Всегда есть возможность согласовать мое отсутствие с руководством фракции. Здесь я больших препятствий не вижу.
— То есть у вас остается мало времени на какие-то другие законопроекты, кроме страховых?
— Я убежден в том, что специалистом по всем вопросам быть невозможно. Есть у нас уникальные люди, которые всем законодательством владеют и по всем вопросам выступают. Я не такой. Я считаю, что настоящим профессионалом можно быть только в какой-то конкретной области.
— До недавнего времени основным разработчиком страхового законодательства считался зампред банковского комитета Владимир Тарачев. Он тоже баллотировался на пост президента ВСС, но проиграл вам. Какие у вас взаимоотношения?
— Мы как коллеги общаемся. Никакого антагонизма нет. Владимир Александрович (Тарачев) после избрания меня поздравил и сказал, что готов помогать. Но я считаю, что в комитете отвечать за это должен один человек. Все советы и рекомендации Владимира Александровича я с удовольствием выслушаю. Но считаю, что решение буду принимать я и мое мнение должно быть определяющим.
— Полное название вашего подкомитета — "по законодательству о страховании и негосударственным пенсионным фондам". Должность в ВСС вас обязывает защищать страховщиков, а должность в Госдуме — интересы их заклятых друзей, НПФ. Как решить этот конфликт?
— Меня это раньше очень сильно беспокоило. На самом деле противостояния нет. Думаю, что борьба страховщиков и НПФ кончилась. Так или иначе НПФ и страховщики общий язык находили. Вот есть у крупной корпорации, например у "ЛУКОЙЛа", и страховая компания, и пенсионный фонд. Все противоречия решаются сами собой: владелец расставляет приоритеты. За эти два года в Госдуме я понял, что страховое сообщество более консолидированное, более сплоченное и более заинтересованное в развитии своего законодательства. НПФ, например, обращались ко мне гораздо реже. Так сложилось, что они менее активные. Может быть, как раз в этом их беда. Я полагаю, что они контактируют больше с теми депутатами, которые тяготеют к тем или иным финансово-промышленным группам.
— А с НПФ вы после избрания на пост в ВСС общались?
— Ни с кем не общался, они на меня не выходили, и у меня такой потребности не было. Я думаю, что еще успеем пообщаться в рабочих группах по закону об инвестировании накопительной части трудовой пенсии. Похоже, что им, как и страховщикам, ничего не светит в пенсионной реформе. На сегодняшнем этапе.
— Недавно Госдума после годичной проволочки приняла закон об обязательном страховании автогражданской ответственности во втором чтении. Как удалось убедить депутатов проголосовать "за"?
— Была проведена достаточно серьезная разъяснительная работа. В том числе мной и фракцией "Единство". Решение консолидированно голосовать принял координационный совет четырех центристских фракций — это основной вклад в копилку голосов. К левой части Госдумы мы даже не обращались. Хотя, когда с коллегами разговариваешь и объясняешь, что это такое, понимание есть. Я всегда, когда с думскими водителями еду, про этот закон спрашиваю — никто еще против не высказался.
— У вас достаточно теплые отношения с главой страхового надзора Министерства финансов Константином Пыловым. Именно он готовит заключения на законопроекты, которые потом подписывает правительство. Пылов помогал вам с автогражданкой?
— Отношения с руководителем департамента страхового надзора конструктивные. Каждый из нас отстаивает ту или иную точку зрения по конкретным вопросам, мы стараемся находить компромиссы. Вот, например, в день рассмотрения этого закона рано утром были внесены поправки правительства объемом 15 страниц, а закон рассматривать через пять часов. Понятно, что Минфин участвовал, департамент страхового надзора их готовил. Утром в день заседания Думы в моем кабинете собрались все заинтересованные люди, и мы разбирались с этими поправками. Если бы мы их стали вносить, точно при голосовании возникли бы проблемы. И с Константином Ивановичем (Пыловым) до хрипоты спорили. В итоге у нас получилось только две страницы поправок, и все прошло нормально: на заседании они были одобрены. Вот вам и теплые отношения.
— Когда будет окончательно принят закон по автогражданке?
— В первой половине апреля — третье чтение, потом — Совет Федерации, потом — на подпись президенту. Если все будет нормально, то можно говорить о том, что июне-июле он будет подписан.
Правительство серьезно обеспокоено созданием механизма работы этого закона. Там масса документов, которые нужно разработать и увязать все это в технологичные цепочки. Клиент, ГАИ, потерпевший, страховая компания, независимая экспертиза, тарифы, наконец. Правительство предлагало ввести в действие закон с 1 января 2004 г. В итоге договорились с 1 июля 2003 г. Принятие закона — только десятая часть необходимой работы.
— Что происходит с подготовкой поправок в закон "Об организации страхового дела", которые должны совершенствовать работу страховых компаний?
— Закон дорабатывается и 11 апреля должен быть рассмотрен на заседании правительства вместе с концепцией развития страхования в России. Затем он должен поступить в Госдуму.
— Как вы считаете, есть необходимость повышать статус страхового надзора? Говорят, что этот вопрос опять стал предметом обсуждения?
— Когда на одном из рабочих совещаний рассматривали концепцию (развития страхового рынка), то всем практически стало очевидно, какой объем работ предстоит делать департаменту страхового надзора. И уже на этом рабочем совещании высказывалась мысль о том, что статус департамента страхового надзора нужно поднимать. Пока это тема рабочего обсуждения, но Минэкономики и Минфин это уже поддерживают. Понятно, что надзор останется в структуре Минфина. Скорее всего он может стать комитетом при Минфине. Пока каких-то документальных подтверждений повышения статуса нет, но мы будем стараться внести это положение в концепцию. И я буду говорить об этом, если мне предоставят слово на заседании правительства. Есть такая надежда.
— А какой может быть высокий статус департамента, когда отдельного закона о страховом надзоре, где прописывались бы дополнительные полномочия надзора, не будет — администрация президента против.
— Я не знаю, будет отдельный закон или нет. Пока то, что вы говорите, — рабочая версия. Я считаю, что у надзора должен быть свой закон — пускай меня разубедят в этом.
— Какова судьба внесенного вами около года назад законопроекта о финансировании страхового надзора за счет средств страховщиков? Он так и канул в Лету?
— У нас никогда в истории не было, чтобы государственный орган финансировался за счет какого-то рынка — страхового, фондового. Это настолько ново, что не всеми воспринимается однозначно. Наш проект невозможно увязать с системой действующего законодательства. Мы здесь первопроходцы, и мы еще вернемся к этому закону.
— Как продвигается работа над другими законами?
— Перечень законов, которые бы страховое сообщество желало воплотить в жизнь, достаточно внушителен — под 20 законов. На ВСС мы пришли к выводу, что начнем работу над самыми приоритетными из них. Кроме тех законов, о которых мы говорили, это закон об обязательном страховании от огня, опасные производства, пенсионная реформа.
— Как продвигается работа над соглашением с Минфином, в котором ВСС получит часть функций регулятора рынка страхования?
— Мы с ВСС подготовили проект и уже отослали его в Минфин. Союзу страховщиков по проекту передается в том числе предлицензионная подготовка правил страхования.
— Вы уже вошли в курс дел в ВСС? Как строится работа с крупными страховщиками? У кого из страховщиков, по вашей оценке, наиболее серьезные лоббистские возможности в органах власти?
— Сложно говорить о ком-то, не зная, как к этому отнесутся. Мне кажется, наиболее серьезное влияние имеют компании, входящие в финансово-промышленные группы, — такие, как "АльфаСтрахование", "Прогресс", "Ингосстрах". Сейчас уже можно говорить и о "Росгосстрахе". У этих групп есть реальные возможности по влиянию. Это только кажется, что страховая деятельность для финансовых групп второстепенна. Встречаясь с некоторыми владельцами страховых компаний, я понял, что у них очень серьезный интерес к развитию страхового бизнеса.
— Каково ваше отношение к проблеме зарплатных схем? В своем предвыборном выступлении вы сказали, что их необходимо прекратить. Сейчас ваша позиция не изменилась?
— Абсолютно такая же. Мне очень жаль, что правительство, Минфин и налоговики видят только одну сторону проблемы. Они видят механизм ухода от налогов в лице страховщиков. Но те, кто эту услугу заказывает, они как-то за кадром остаются. А страховщик получается крайним? Мы боремся с мельницами, а дело-то в ветре. Это мне непонятно. Я считаю, что от схем нужно уходить. Они плохую службу рынку сослужили, и прежде всего в плане PR. Сейчас всех собак вешают на страховщиков. Поэтому будут приняты новации в Налоговом кодексе, повысятся требования к страховщикам со стороны страхового надзора. А потребители этой услуги останутся и найдут другие пути ухода от налогов. Я не считаю такой подход правильным.
— Минфин сейчас готовит предложения по закрытию зарплатных схем. Что вы знаете об этой работе?
— Об итогах работы мне ничего не известно. Но мы тоже пытаемся что-то делать. На мой взгляд, здесь большая роль отводится страховому надзору. Когда договор страхования на год — всем понятно, что это такое. У нас же есть ограничения на договоры страхования жизни в пять лет. Давайте еще сроки увеличивать. Давайте побольше сквозных проверок страховщиков.
— В концепции развития рынка страхования был вопрос о вступлении России в ВТО. Вы что-нибудь знаете о секретных директивах, по которым Россия может пойти на расширение квоты для иностранцев и на допуск западных компаний к обязательным видам страхования?
— Информации никакой у меня нет. Я даже не подозревал, что есть еще секретная часть. Здесь Константин Иванович (Пылов), несмотря на наши добрые конструктивные отношения, не говорит ничего.
Конечно, все страховое сообщество серьезно обеспокоено. Ряд высказываний (Олега) Вьюгина говорит, что Россия может пойти на некоторые уступки. Может, и можно снять некоторые ограничения, которые несущественны или не действуют. Но есть рубежи, дальше которых — продажа Родины. Это обязательные виды страхования, страхование жизни, разрешение на открытие филиалов иностранных компаний.
— В позиции Вьюгина есть логика. Он считает, что клиенты только выиграют от возможности страховаться в западных компаниях. Как страховщики могут объяснить клиентам, зачем нужны эти ограничения?
— Вы правы, людям эти ограничения на участие иностранного капитала на российском страховом рынке не очень нужны. Но они необходимы рынку, и мы готовим внятные объяснения для Минфина, почему российское страхование надо защищать. Тезис о том, что заграничное всегда лучше, жизнью часто опровергается.
Павел МИЛЕДИН
Вся пресса за 26 марта 2002 г.
Смотрите другие материалы по этой тематике: Инструменты, Страховое право, Тенденции, Лица, Ассоциации, союзы, пулы, фонды, Регулирование, 20 лет ВСС
В материале упоминаются: |
Компании, организации:
|
|
Персоны:
|
|
|
|
Установите трансляцию заголовков прессы на своем сайте
|
|
|
Архив прессы
|
|
|
|
Текущая пресса
|
| |
22 ноября 2024 г.
|
|
SecurityLab, 22 ноября 2024 г.
Что защитит защитников? Новый подход к страхованию для CISO
|
|
ТАСС, 22 ноября 2024 г.
Комитет ГД одобрил законопроект о штрафе за повторное управление авто без ОСАГО
|
|
Российская газета онлайн, 22 ноября 2024 г.
Как получить налоговый вычет за страхование жизни и какие документы нужны? Разбираем нюансы
|
|
Известия онлайн, 22 ноября 2024 г.
Названы регионы РФ с самыми аварийными водителями
|
|
РБК.Ростов, 22 ноября 2024 г.
Четверть застрахованных посевов Дона в 2024 г. пришлись на «Росгосстрах»
|
|
Казахстанский портал о страховании, 22 ноября 2024 г.
Предлагаемые надбавки к капиталу за ископаемое топливо не повлияют на рейтинги европейских страховщиков: Fitch
|
|
NEWS.ru, 22 ноября 2024 г.
Стало известно, как застраховать имущество от падения беспилотника
|
|
ГТРК Алтай, Барнаул, 22 ноября 2024 г.
Больше 1,5 млн рублей ущерба понесли страховые компании от действий барнаульских автоподставщиков
|
|
Казахстанский портал о страховании, 22 ноября 2024 г.
ACORD представляет стандартизированное приложение по страхованию жизни для оптимизации отраслевых практик
|
|
РИА Новости, 22 ноября 2024 г.
«Мой экспорт» оформил 200 договоров страхования отсрочки платежа за год
|
|
Казахстанский портал о страховании, 22 ноября 2024 г.
Страхование имеет решающее значение для ускорения финансирования мер по борьбе с изменением климата
|
|
rostovgazeta.ru, 22 ноября 2024 г.
Автоюрист Азаров рассказал, как быстро оформить ДТП в Ростове
|
|
Панорама Саратова, 22 ноября 2024 г.
Саратовские фермеры обсудили вопросы совершенствования агрострахования на круглом столе в Государственной Думе
|
|
Финам.Ru, 22 ноября 2024 г.
Инвестиционные доходы Группы «Ренессанс Страхование» должны увеличиться
|
|
ПРАЙМ, 22 ноября 2024 г.
Российским водителям рассказали о новом способе регистрации автомобилей
|
|
Коммерсантъ-Пермь, 22 ноября 2024 г.
Двое жителей Прикамья подстроили ДТП для получения страховой выплаты
|
|
Бел.Ru, Белгород, 22 ноября 2024 г.
Баланин: В бюджете ФОМС предусмотрены объемы медпомощи по ключевым направлениям
|
 Остальные материалы за 22 ноября 2024 г. |
 Самое главное
 Найти
: по изданию
, по теме
, за период
 Получать: на e-mail, на свой сайт
|
|
|
|
|
|